Джатака о Сутасоме

  14 октября 2025   13:45

Джатака о Сутасоме

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Освобождение на вашей ладони», составленной на основе устных наставлений одного из выдающихся лам XX в. Пабонки Ринпоче (1878–1941), коренного гуру двух главных наставников Далай-ламы XIV и многих других лам традиции гелуг.

В предложенном фрагменте текста Пабонка Ринпоче объясняет о правильном применении услышанного учения на практике. В качестве примера приводится рассказ о прошлой жизни Будды, описанный в джатаке о Сутасоме.

Главный смысл посещения учений состоит в создании определенного усилия в потоке своего ума, без которого ваш ум стремился бы в своем обычном направлении. Если после того, как вы прослушали учение, с вами не произошло никаких перемен, значит, оно не внесло в поток вашего ума благих семян, пусть даже вы слушали очень внимательно, а наставления были очень глубокими. Приведу пример: для того, чтобы узнать, не испачкано ли ваше лицо, вам понадобится зеркало, и тогда вы сможете стереть грязь, если она там есть. Точно так же и вам следует слушать Дхарму для того, чтобы узнать, какие загрязнения имеются в вашем уме, рассматривая в зеркале Дхармы свой ум и свое поведение. Увидев их, вы испытаете душевную боль и подумаете: «Вот во что превратился мой ум!» И тогда у вас возникнет желание во что бы то ни стало избавиться от этих омрачений. В джатаках говорится:

Когда в чистом зеркале Дхармы
Я вижу отраженье своих злодеяний,
Ум мой приходит в трепет. 
Да обращусь я немедленно к Дхарме!

Эти слова сказал царевичу Сутасоме разбойник Судасапутра. Сейчас я расскажу вам эту историю, которая иллюстрирует все сказанное выше.

Когда Бхагаван был еще учеником на пути, он родился бодхисаттвой-царевичем Сутасомой. А в этом царстве жил людоед по имени Судасапутра.

Однажды царевич отправился в рощу вместе с брахманом, обладавшим большим красноречием. Брахман давал царевичу учение Дхармы, как вдруг они услышали страшный шум, и царевич отправил людей посмотреть, что случилось. Вернувшись, те сказали, что приближается Судасапутра.

Телохранитель царевича сказал: «Появился злодей Судасапутра, что пожирает людей. Он очень опасный человек, вся наша армия со всеми лошадьми, слонами и колесницами в страхе спасается бегством. Что же нам делать? Наверное, придется вступить с ним в переговоры».

Эта идея понравилась царевичу, и, невзирая на мольбы своих жен и свиты, он направился туда, откуда доносился страшный шум. И вот царевич увидел Судасапутру, который, вооружившись огромным мечом и щитом, в ярости сражался с остатками царского войска. Но царевич бесстрашно подошел к нему и сказал: «Я царевич Сутасома. Взгляни на меня и подойди поближе».

Судасапутра обернулся и, увидев царевича, бросился к нему с криком: «Вот ты-то мне и нужен!» Он перекинул царевича через плечо и умчался с ним в свое логово. Это ужасающее место было полно человеческих останков, пол был красным от крови, а округа оглашалась чудовищными криками плотоядных хищников: шакалов, грифов и воронов. Потолок почернел от дыма очага, на котором жарили человеческие трупы. Судасапутра бросил царевича на пол пещеры и присел отдохнуть, не спуская глаз с его прекрасного тела.

Царевич подумал: «Теперь я не смогу сделать подношение красноречивому брахману за учение, которое я получил от него в роще». И от этой мысли он заплакал.

– Прекрати! Довольно! – сказал Судасапутра. – Ты, царевич Сутасома, известен своей стойкостью. Что же ты плачешь теперь, когда я пленил тебя? Не зря говорят: «Мужество бесполезно перед лицом боли. Учение не поможет при встрече со страданием. Всякий подчинится грубой силе». Похоже, все это правда. Скажи мне откровенно: ты боишься смерти от моих рук? Боишься ли ты не увидеть вновь своих друзей, родственников, жен, детей и родителей? Скажи мне правду: отчего ты плачешь?

– Я получил Дхарму от брахмана, – отвечал царевич, – но не успел сделать ему подношение. Отпусти меня к нему ненадолго, а затем я вновь вернусь к тебе.

– Такие речи не могут быть правдой, – сказал Судасапутра. – Кто же посмеет вернуться в логово владыки смерти, однажды избежав его когтей?

– Разве я не дал тебе слово вернуться? Я – царевич Сутасома и ценю верность своему слову дороже собственной жизни.

– Я не верю тому, что ты сказал, но все же испытаю тебя, – ответил Судасапутра. – Ступай, и посмотрим, действительно ли ты так ценишь правду. Закончи свои дела с брахманом и быстро возвращайся. Я же буду ждать, а пока разведу костер, на котором зажарю тебя.

Царевич вернулся домой, поднес брахману четыре тысячи унций золота за полученные от него четыре строки учения и поспешил обратно. Отец царевича всячески пытался удержать его, но безуспешно, и царевич отправился назад, в пещеру Судасапутры. Тот увидел его еще издали и был крайне изумлен. Приблизившись, царевич сказал: «Теперь ты можешь съесть меня».

– Я сам знаю, когда настанет пора съесть тебя, – ответил Судасапутра. – Огонь еще дымит. Жарить мясо на таком огне – значит, испортить его. Так что, пока у нас есть время, расскажи мне про учение брахмана, которое ты так ценишь.

– Возвышенные речи брахмана повествуют о том, как отличить подлинную Дхарму от ложной. Ты же поступаешь хуже, чем даже людоеды-ракшасы. Если ты и услышишь Учение, что это даст тебе?

Такие слова задели Судасапутру, и он вскричал: «Ну, хватит! Ведь и вы, цари, убиваете зверей своими острыми стрелами, а это тоже противно Дхарме».

– Цари, убивающие оленей, поступают наперекор Дхарме, – ответил царевич Сутасома, – но поедать человеческую плоть гораздо хуже. Жизнь человека намного ценнее жизни зверя. И если неправильно поедать плоть даже существа, умершего естественной смертью, то сколь ужаснее убивать людей ради того, чтобы их съесть!

Тогда Судасапутра сказал: «Немногой же мудрости научили тебя твои священные тексты, раз ты вернулся ко мне».

– Я вернулся, чтобы сдержать свое слово, и именно этому научили меня священные тексты, – отвечал царевич.

– Все, кто мне попадался прежде, дрожали от страха, оказавшись в моей власти, но ты не теряешь самообладания, что говорит о твоем бесстрашии. Кажется, ты совсем не боишься смерти.

– Те люди были полны сожалений о своих злодеяниях, – отвечал царевич. – А я не вспомню за собой ни одного неправедного поступка, поэтому во мне нет страха. Я дарую тебе свое тело, можешь съесть его.

Тут в Судасапутре возникла вера в царевича. Его глаза наполнились слезами, а волоски на теле встали дыбом. Он взглянул на царевича в благоговейном ужасе и раскаялся во всех своих злодеяниях. «Намеренно причинить зло такому человеку, как ты, – сказал Судасапутра, – это все равно что выпить сильнейший яд. Молю тебя, поведай мне о том учении, которое ты получил от брахмана!»

Тут-то он и произнес слова, которые я приводил выше: 

Когда в чистом зеркале Дхармы
Я вижу свои злодеяния,
Ум мой приходит в трепет.
Да обращусь я немедленно к Дхарме!

Царевич Сутасома увидел, что Судасапутра стал подходящим сосудом для Дхармы, и сказал:

Сядь на невысокое сиденье
И испей нектар этих слов,
Сохраняя почтение в своем облике,
Со взором, сияющим от радости.

Внимательно и без отвлечения,
С умом ясным и незапятнанным
Слушай эти слова, как больной – своего врача;
С благоговением внимай Дхарме.

Судасапутра приготовил для царевича Сутасомы трон, возложив свою верхнюю одежду на плоский камень, а сам сел напротив и, глядя ему в лицо, сказал: «О арья, прошу, даруй мне Учение».

Тогда царевич начал говорить:

Достаточно лишь единожды встретить святого,
Чтобы все твои желания исполнились.
Нет нужды знакомиться с ним близко,
Даже краткая встреча укрепит тебя [в Дхарме].

Итак, когда вы слушаете Дхарму, постоянно испытывайте свой ум. Тогда поток вашего ума будет обуздан, даже если прежде он был так же дик, как у Судасапутры. Если же во время слушания учения ваш ум и Дхарма будут идти разными путями, вы не получите никакой пользы, как бы ни был хорош лама и сколь бы ни были глубоки его наставления.


| Просмотров: 110
Прокомментировать эту и другие публикации вы можете на нашей странице Вконтакте
Если вы заметили на сайте грамматическую ошибку, пожалуйста, выделите её мышкой, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам.